Адрес
г. Москва, Ломоносовский проспект, дом 27, корп. 7
ВВЕДЕНИЕ
Северный совет является собой один из наиболее успешных примеров региональной кооперации. В его состав входят наиболее развитые государства Европы, в нём учитываются основные интересы не только всех стран-участников, но и различных политических сил внутри страны вместе с интересами малых народов Севера. Тем самым Северный совет представляет собой прототип уникальной системы, обеспечивающей истинную демократию на международном уровне. Ввиду растущей взаимной интеграции всех членов происходит оформление интересов всей организации в целом, и во многом они затрагивают тему развития Арктики и международного взаимодействия в этом регионе. И России обязательно придётся столкнуться с ними, так как две крупных страны Совета – Финляндия и Норвегия – имеют протяжённые сухопутные и морские границы с Россией, а любые действия в Арктике могут повлечь за собой последствия для всего региона, в том числе и для российской части. Поэтому изучение истории формирования этой организации, взаимоотношений её членов, её структуры и целей жизненно необходимо сегодня России для разработки любого значимого проекта в Арктике и для построение конструктивной политики в регионе.
ИСТОРИЯ
Идея Северного совета была основана на расширении проекта Северного межпарламентского союза, существовавшего с 1907 года, который, однако, не мог полностью отвечать нуждам кооперации Северных стран, так как он представлял скорее факультативное собрание для обмена мнений, но не для совместной деятельности. После Второй Мировой войны Скандинавия оказалась втянута в круговорот мировой политики и нараставшей Холодной войны. Каждая из Северных стран тем или иным образом пережила испытания войны: Норвегия и Дания оказались оккупированы Третьим Рейхом, Финляндия, как союзник Германии, вынуждена была расплачиваться перед СССР своим внешнеполитическим суверенитетом. Для восстановления экономикам стран требовалась помощь других стран. Финляндия, несмотря на выплаты репараций, смогла относительно быстро восстановить свою экономику благодаря выгодным торговым договорам с СССР. Дания и Норвегия, в свою очередь, воспользовались услугами «плана Маршалла» от США в 1946 году. В атмосфере обострения отношений СССР и США в Скандинавии мог оформиться политический раскол между странами западной Скандинавии и Финляндией. В этих условиях Швеция, руководствуясь идеями нейтралитета, попыталась продвинуть идею оборонительного союза Северных стран, чтобы добиться сплочения Скандинавии через нейтральный статус. Однако этот проект провалился из-за вступления Дании, Норвегии и Исландии в НАТО. Для этих стран стало актуальным экономическое сотрудничество и взаимопомощь для осуществления в полном объёме «плана Маршалла» и, как следствие, создание единого экономического и юридического пространства. Но оно не могло сложиться без Швеции – части бывшей Кальмарской унии, имевшей тесные связи с другими странами и экономику, в меньшей степени затронутую Второй Мировой войной. Поэтому в 1952 году Дания, Норвегия, Швеция и Исландия учредили Северный совет как орган согласования действий парламентов, в основе которого лежала чёткая бюрократическая структура и включённость в процесс напрямую всех законодательных органов стран-участниц.
В 1955 году к Северному совету присоединилась Финляндия, чьё правительство благодаря линии Паасикиви-Кекконена смогло добиться от СССР большей свободы во внешней политике. Финляндия наиболее тесно была связана со Швецией в плане культуры и в плане экономики: в Финляндии до сих пор проживает значительное шведское меньшинство, Финляндия была долгое время частью Шведского королевства. Кроме того, для Финляндии это был шанс включиться в общеевропейские интеграционные процессы и диверсифицировать свой экспорт. Для СССР вхождение Финляндии в Северный совет и её дальнейшая кооперация с Западной Европой позволяла сделать из Финляндии особый коммуникационный мост между Востоком и Западом – Варшавским договором и НАТО. Это удалось, и уже Хельсинские соглашения стали своеобразным признанием значимости Финляндии в совете.
В 1970 году был утверждён план «Нордек», который должен ознаменовать начало экономического сотрудничества. Его не утвердила только Финляндия. Из-за ее тесных отношений с Советским Союзом в то время Финляндия не была заинтересована в экономическом сотрудничестве с потенциальными членами ЕЭС, то есть с Данией и Норвегией. Поэтому инициатива такого экономического союза провалилась, а скандинавские страны выбрали путь общеевропейской экономической интеграции.
Крупная авария на Чернобыльской АЭС на севере Украины в конце апреля 1986 г. заставила Скандинавские страны задуматься об экологических проблемах. В сентябре 1986 года Северный Совет провел первую из двух крупных экологических конференций, в которых приняли участие делегаты из ряда стран Восточной и Западной Европы. Темой первой конференции, проходившей в Швеции, было загрязнение воздуха. Морская среда была в центре внимания следующей конференции, состоявшейся в Дании в октябре 1989 года. С тех пор экологические вопросы остаются приоритетными для Северных стран.
После развала СССР и усиления влияния ЕС в регионе после вступления в него большинства стран (Дании, Финляндии, Швеции) Северный совет не потерял своей актуальности. Совет активно развивал сотрудничество с Балтийской ассамблеей. В совете всё ещё остаются Исландия и Норвегия, которые не являются членами ЕС, но которые заинтересованы в совместном развитии североевропейского региона. Также политика ЕС не может в полной мере определять всю специфики единого исторического пути северных стран. Более того, с 1990-х годов в повестке Северного совета всё более значимую роль играет тема Арктики и её совместного устойчивого развития, что является новым консолидирующим фактором для стран совета. К этому прибавляется всё усиливающееся влияние НАТО в регионе, которое полностью охватывает регион.
Структура Северного совета.
Северный совет сложился в том виде, в котором он известен сейчас, в 1962 году в результате подписания Хельсинского договора. Это был ключевой шаг к установлению закреплённой системы
Основыне моменты Хельсинского договора:
Ошибки прошлого, которые учтены в договоре:
Структура Северного Союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Северный совет представляет единый орган, способный координировать политику всех государств Северной Европы с учётом мнения каждого члена, что позволяет ему оставаться устойчивой системой, предотвращать дискриминацию как каждой страны, так и отдельных граждан или социальных групп. Совет объективно отражает политическую жизнь стран Северной Европы, однако в то же время не мешает сотрудничеству стран-членов с другими организациями и гибко реагирует на новые вызовы мира. Совет включает в себя разные страны, схожие по истории, но принадлежащие к разным блокам, поэтому Северный совет является местом, где разные силы приходят к консенсусу. Соответственно, при осуществлении крупных проектов, затрагивающих интересы этих государств, России целесообразно налаживать контакт именно с Северным советом как представителем общих интересов, которые могут быть слабее затронуты интересами иных блоков и объединений, ведь несколько союзных стран переубедить в любом случае сложнее, чем надавить на одну. Из этого следует тот факт, что Северный совет может стать в будущем не только площадкой консолидации Северной Европы, но и полезным инструментом для согласования действий России и Северной Европы. Такая связь становиться критически важной при решении проблем в Арктике, так как они требуют комплексного и – самое главное – коллективного подхода.
ЛИТЕРАТУРА