Перспективы внешних инвестиций в арктическую зону Российской Федерации

Максимов Т.В. // 16.04.2022

В данной статье рассмотрены основные потенциальные страны-инвесторы в российскую арктическую зону, а также разобраны последствия привлечения только одного основного инвестора/ кредитора.

Китай, дипломатия «долговой ловушки», Азия, СМП, энергетические ресурсы

Prospects of foreign investment in the Arctic zone of the Russian Federation

Задача: Определить страны, которые заинтересованы в развитии российской Арктики, а также располагают ресурсами, чтобы это сделать; предоставить рекомендации по безопасному развитию российской Арктики 

Методология: Основными методами исследования являются методы формальной логики (анализ, синтез, аналогия, моделирование), системный и сравнительно-правовой метод, а также эмпирический метод.

Результаты: Арктика- это регион с огромным потенциалом. С каждым годом всё больше и больше углеводородных ресурсов становятся доступными для добычи, а из-за обильного таяния льдов ежегодно увеличивается период, когда торговые суда могут пользоваться Северным морским путём(СМП). По оценкам Геологической службы США: на арктических пространствах залегает около 13% неразведанных ресурсов нефти и 30% природного газа, а длина СМП составляет всего лишь две трети от длины Суэцкого торгового пути. Совокупность выше упомянутых факторов притягивает значительное внимание и делает арктический регион привлекательным для внешних инвестиций.

В развитии российской Арктики в основном заинтересованы развивающиеся и развитые страны Азии (Южная Корея, Япония, КНР). Из-за ухудшения отношений между РФ и странами Запада, у них нет стимула инвестировать в Россию, поэтому они не рассматриваются как потенциальные источники внешних инвестиций. Основным партнёром РФ в Арктике является Китай. Также, КНР является главным торговым партнёром России (товарооборот между этими странами составил почти 150 млрд долларов в 2021 году). Следовательно, именно данное государством является самым перспективным потенциальным инвестором в российскую Арктику.

Почему именно Китай? У данного государства есть ряд причин быть заинтересованным в развитии региона. Во-первых, КНР желает получить доступ к энергетическим ресурсам в регионе, чтобы удовлетворить потребности своего быстрорастущего индустриального сектора. Во-вторых, СМП представляет особый интерес для республики, так как его развитие способствует сокращению затрат на транспорт товаров из Китая в Европу.

На данный момент уже существуют множество совместных проектов с Китаем в Арктике.

  • После ослабления ограничений на привлечение китайских партнеров в российские энергетические проекты, существовавшие до 2014 года, огромный поток китайских инвестиций был направлен в российские проекты. Например, Китайская компания CNPC и «Фонд Шелкового пути» стали соинвесторами проекта «Ямал СПГ» (20 и 9,9% капитала соответственно).
  • Учреждение совместного исследовательского центра для промышленного изучения арктического региона на базе ДВФУ (Дальневостоочного федерального университета)
  • Китайские компании получили контракты на модернизацию Архангельского морского порта и строительство железнодорожной магистрали Белое море — Коми ― Урал (Белкомур).
Проект “Ямал СПГ”

Таким образом, здесь открывается широкое поле сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной республикой:

  • Постройка мощных атомных ледоколов и крупнотоннажных судов усиленного ледового класса.
  • Обустройство всего Северного морского пути необходимой инфраструктурой.
  • Привлечение на взаимовыгодных условиях Китайских компаний, кредитов Китайских банков, а также необходимой рабочей силы
  • Совместная разработка и добыча полезных ископаемых.

Совокупность вышеупомянутых факторов позволят России быстро и эффективно развить СМП и её арктические территории в целом. Однако стоит не забывать, что крупные инвестиции Китая в инфраструктуру арктических территорий РФ являются угрозой для России. Россия рискует попасть в долговую ловушку Китая. Можно посмотреть результат дипломатии «долговой ловушки» КНР на примере стран, которые получили кредиты и инвестиции от данного государства. Шри-Ланка задолжала КНР 8 миллиардов долларов и была не в состоянии погасить этот долг. Поэтому ей пришлось передать Китаю в аренду сроком на 99 лет глубоководный порт Хамбантота на своем южном побережье. Это второй по величине порт в Шри-Ланке, через который проходят множество китайских судов по пути в Европу. Примерно такая же ситуация произошла в Греции, когда с 2009 года государственная китайская компания «COSCO» стала управлять половиной Пирейского порта, самого крупного порта Греции и одного из самых крупнейших в Европе. А в 2013 и 2014 годах Тонга пережила долговой кризис, когда Эксимбанк Китая (его кредитор) не списал их; кредиты стоили 44 процента валового внутреннего продукта (ВВП) Тонги. Из-за этого Тонга попала в сферу влияния Китая.

Пирейский порт

Пользуясь опытом вышеупомянутых стран, можно прийти к выводу, что односторонняя и «однобокая» экономическая ориентация на Китай представляет собой угрозу для России, так как она рискует стать сырьевым придатком, а индустриальный Китай оставит её на «другой стороне баррикад» от ведущих стран мира, включая и его самого. Поэтому РФ нужно иметь сразу же несколько инвестиционных и торговых партнёров в Арктике. Такими могут стать Индия, Южная Корея и Япония.

До недавних событий на Украине экономическое сотрудничество между Россией и Южной Кореей с Японией быстро развивалось. Они до сих пор являются вторым и третьим экономическим партнёром России в регионе с товарооборотом в 30 млрд долларов и 19 млрд долларов в 2021 г. соответственно. Также обе страны заинтересованы в развитии СМП и инфраструктуры для добычи полезных ископаемых, так как они переживают энергетический кризис. Следует упомянуть, что из-за сложившейся геополитический ситуации, на данный момент активное сотрудничество данных стран с Россией в ближайшем будущем ставится под вопросом.

Также в развитии Арктики заинтересована Индия. Уже разрабатываются многие программы по расширению сотрудничества между Россией и Индией в различных областях. Например, планируется увеличение товарного оборота между двумя странами до 30 млрд долларов к 2025 году. Также готовятся крупные соглашения в области нефти и газа, медицины, туризма, металлургии, поставок угля. Прорабатывается возможность восстановления прямого морского сообщения по линии Владивосток – Ченнаи. Индия, будучи развивающейся страной с огромным населением, нуждается в энергетических ресурсах. Следовательно, она заинтересована в развитии инфраструктуры в Арктике. 

Морское сообщение по линии Владивосток- Ченнаи

Выводы: Несмотря на ограниченный круг стран, желающих инвестировать в Россию, у нашей страны есть достаточно большой выбор потенциальных источников инвестиций помимо Китая. Поэтому, чтобы обеспечить безопасное развитие российской Арктики, целесообразно иметь несколько инвесторов и нельзя отдавать предпочтение лишь одному (Китаю), а также не стоит предоставлять приоритетное право кому-либо на инвестирование в арктические территории РФ.

Литература:

Ответить